Мы уже попробовали собрать и сшить несколько лоскутных полотен. Однако, не  надо забывать, что  лоскутное шитье  - это еще и стежка лоскутного полотна.

Как же подготовить наше изделие для стежки и последующей отделки?Существуют два способа. Один — традиционный.

На чистой большой поверхности (как правило, на полу) раскладывают подкладку изделия  лицевой стороной вниз. Чтобы она не скользила и не сбивалась, ее лучше всего прикрепить скотчем в нескольких метах. Не надо «намертво» приклеивать, достаточно в нескольких местах, ведь потом, когда будете сметывать, скотч будете постепенно отрывать.

-  На подкладку раскладываем синтепон. Его размер должен быть чуть поменьше, чем подкладка, чтобы ее края выглядывали.

-  На синтепон раскладываем лоскутную деталь. Она, в свою очередь, должна быть чуть поменьше, чем синтепон. Все эти припуски нужны для того, чтобы, когда вы будете стегать слои, верхняя часть не «сползла» с синтепона и в полотне не оказалось «проплешин».

- горячим, но не раскалённым, утюгом без пара, аккуратно, не нажимая, чтобы не сплавить синтепон, проходимся  им от центра к краям, максимально выравнивая поверхность.
- скалываем  булавками по всей площади, начиная от центра к краям. При этом важно прихватить углы (а, по-возможности, и центры) блоков и углы полос бордюра. Частота смётки – 5-15 см (зависит от опытности квилтера). На детский квилт уходит около 50 булавок.
- скатываем  две стороны квилта от краев к центру, подкалываем  их, чтобы пока не разворачивалис. Теперь нужно перенсти  свёрнутое  таким образом изделие  к швейной машине.

Следующий этап — стежка.

Подготовка к стежке. Снимите лапку или установите лапку для штопки. Проверьте натяжение, простегав лоскуток ткани с флизелином. Стегайте части покрывала, подворачивая края и оставляя для работы центральный участок. Подвернутый край закрепите английской булавкой. Один подвернутый край подсуньте под стойку машины.

Самое главное! Начинать стежку следует всегда от центра изделия к краям — чтобы оно не морщилось и не перекашивалось.

Стежка выполняет две функции: украшает изделие и обеспечивает надежное соеди нение слоев квилта между собой. Стегать можно вручную, по машинному указателю и с помощью фигурной стежки.

Ручная стежка. Для ручной стежки понадобится большая штопальная игла (цыган ская) и нить длиной примерно 50 см. Изделие закрепляют на пяльцах или на рамке, завязывают узел на конце нити с иголкой и приступают к работе. Стежку начинают от центра затем продвигаются к краю изделия.

Иглу вкалывают в изделие на расстоянии примерно 5 см от начала линии стежки и выводят ее в той же точке. Нить нужно вытягивать аккуратно, оставляя узел внутри слоев ткани.

Стежки должны быть короткими, ткань прокалывают через все три слоя. Рука, сво бодная от рукоделия, находится под ним и направляет иглу после стежка назад.

Машинная стежка.

Стежка по машинному указателю. Она применяется при выполнении длинных прямых или слегка изогнутых линий. В этом виде стежки движение изделия осуществляет двигатель ткани и регулятор нажима лапки. Различают машинную стежку в шов, вдоль шва, параллельную.

Самой популярной и простой в исполнении считается стежка в шов  . С ее помощью создается четкость очертания линий изделия (блоков квилта, соединительных полос и каймы). Правда, по строгим правилам квилтинга рекомендуют лучше использо вать стежку вдоль шва.

Стежку вдоль шва делают с отступом от линии шва 6 мм (рис. 223 б). Часто этот вид выполняют фигурным способом.

Если при простегивании применяют диагональные, вертикальные или горизонталь ные линии, расположенные с определенным шагом (обычно при оформлении каймы), то здесь имеет место параллельная стежка (рис. 223 в).

Фигурная стежка. Выполнение фигурной стежки обеспечивает обработку в любых направлениях, причем изделие необязательно перекладывать. Изделие направляют вручную, так как двигатель ткани отключен. В процессе работы неизбежны небольшие огрехи, возникающие именно при этом способе стежки, но в основном качество изделия от этого не страдает. Фигурная обработка позволяет оформить вещь по своему вкусу разнообразными линиями. Различают стежку по шаблону, вдоль шва и пунктирную.

Если задуманный узор состоит из повторяющихся элементов — раппортов, то стежка по шаблону   здесь будет просто незаменима. Узор на ткань лучше нанести с помощью шаблона. Орнамент, состоящий из округлых линий, выполняют стежкой по машинному указателю.

Строчку по рисунку, имеющему часто меняющееся направление (маленькие квадра ты или треугольники), выполняют фигурной стежкой вдоль шва. Если делать стежку на расстоянии 6 мм от линии шва, то узор будет более заметным.

Заполнение фона и объединение частей изделия осуществляют с помощью пунктир ной стежки . Кроме того, она служит для подчеркивания отдельных деталей рисунка и уплотнения поверхности.
Нанесение узора, Выбирая узор, нужно помнить, что он должен быть распределен по поверхности лоскута равномерно: тогда не будет уплотнения отдельных частей.

. Независимо от способа выполнения линии швов и аппликаций не должны пересекать ся с линиями стежки. Лучше всего наносить рисунок стежки перед сметыванием специ альным маркировочным карандашом, но не фломастером. Для точной разметки замысло ватых узоров применяют шаблоны.

Перед нанесением узрра лоскутную часть раскладывают на ровной поверхности лицевой стороной вверх, затем расправляют, натягивают и закрепляют самоклеящей ся лентой.

Рисунок стежки наносят с помощью линейки или шаблона, начиная с углов изделия. Тонкие линии чертят, слегка надавливая на ткань. Вытянутый рисунок требует более тщательной подгонки длины каждого элемента.

Подготовка швейной машины. Качество стежки во многом зависит от состояния швейной машины и от тщательной подготовки ее к работе.

Следует установить машину таким образом, чтобы изделие не свисало со стола ни слева, ни сзади, так как по этим причинам будет происходить неравномерная подача материала и сбой стежков.

Стежку по машинному указателю выполняют с помощью шагающей лапки или дви гателя ткани для равномерной подачи материала. На каждые 2,5 см делают 8—10 стежков.

Если планируют фигурную стежку, то на корпусе устанавливают режим прямой стежок, вставляют соответствующую иглу и отключают двигатель ткани. Регулятор нажима лапки ослабляют и, по желанию, присоединяют лапку для штопки. Заданная длина стежка не всегда совпадает с той, что выставлена на машине. Для стежки лучше выбрать хлопчатобумажную или одинарную нейлоновую нить. В любом случае натяжение верхней нити регулируют так, чтобы нижняя не была видна с лицевой стороны.

Цвет ниток должен обязательно сочетаться со всеми тканями, составляющими рису нок изделия. Нейлоновые нитки наиболее подходят для большинства тканей; их исполь зуют для заправки верхней, а хлопчатобумажные — нижней нити.

Порядок работы. Часто результат работы напрямую зависит от последовательности и чередования различных приемов.

Вначале изделие простегивают по горизонтальной и вертикальной линиям, начиная от середины и переходя к краям. При этом способе стежки не происходит смещения слоев. Далее стежку ведут вдоль полос каймы или между блоками, также продвигаясь от центра к краям.

Процесс должен идти непрерывно, так как остановки мешают выполнению ровных строчек. Образование сборок на подкладке абсолютно исключается. Для этого изделие периодически проглаживают ладонью перед проходом иглы машины. При появлении склад ки следует распороть швы примерно на 7,5 см, расправить ткань и прошить ее заново.

Крупное изделие трудно уместить на платформе швейной машины, поэтому при стежке квилт лучше свернуть с одного конца. Изделие с большой протяженностью сворачивают с обоих концов.

Простегивание простой модели производят следующим образом.

1. Изделие скатывают с одной или двух сторон, не доходя 7,5 см до центральной вертикальной линии шва, по которой пройдет стежка. Рулон можно закрепить специаль ными зажимами или английскими булавками.

2. Стежку ведут стежками в шов, следя за равномерным продвижением ткани. В кон це строчки производят ее закрепление обратной строчкой.

3. После вещь сворачивают заново, не доходя 7,5 см до центральной горизонтальной линии стежки, закрепляют большими английскими булавками и выполняют стежку.

Техника стежки. При стежке строчкой по машинному указателю (в шов, вдоль шва или параллельно) руки держат по обе стороны от лапки и туго натягивают ткань. Натяжение ткани позволяет избежать смещения слоев и образования морщин и складок. Следует постоянно расправлять во время стежки лишнюю ткань под лапкой. Направление изделия во время шитья регулируется опущенной лапкой и двигателем ткани. При стежке в шов строчку ведут по линиям шва; вдоль швов — отступая по 6 мм от линии шва, с углов; при параллельной — строчку ведут по намеченным линиям, начиная с центральной.

Выполняя фигурную стежку (по шаблону, вдоль шва, пунктиром), руки держат так, чтобы они создавали небольшое натяжение и заменяли пяльцы. Когда транспортер за крыт и поднята лапка, стежку ведут, двигая ткань рукой и запястьем. Равномерная ско рость шитья обеспечит одинаковую длину стежков.

Стежку по шаблону выполняют, определив вначале наиболее длинное направление стежки без остановки, по которому потом прокладывают строчку. Точно так же отстра чивают рисунок по другим линиям.

Если применяют раппорты, то узор вначале строчат с одной стороны вплоть до пе ресечения с другой. Затем нужно вернуться в исходную точку и простегать противопо ложную часть узора.

При стежке пунктиром допускается отстрачивать изогнутые линии в произвольной последовательности, соблюдая короткую дистанцию между линиями стежка и не допу ская пересечения линий. Направление строчек ведется от краев изделия к центру.

Второй способ сборки лоскутного изделия для стежки позаимствован из богатого опыта рукодельницы из Петербурга Елены Фоломьевой. Вот что она предлагает:

Лично для меня, признаюсь честно, одна только мысль о том, что вот сейчас я закончу сшивать лоскутное полотно и надо переходить к сборке и стежке, приносит дискомфорт, и я стараюсь оттянуть этот момент. Все бы ничего, но это ползанье по полу с иголкой в руках! К сожалению, от этого никуда не деться, во всяком случае, пока не придумано альтернативы. Но есть способ обойти неприятные моменты сборки большого полотна.

Этот способ заключается в том, чтобы собирать слои не «по вертикали», т.е. лоскутная часть, синтепон, подкладка, а «по горизонтали».

При этом мы шьем лоскутную часть как обычно, только не собираем сразу в целое полотно.

Сшив какую-то часть, например, отдельный блок или группу блоков, мы соединяем эту лоскутную группу с синтепоном и подкладкой и простегиваем, как было задумано. При этом и синтепон, и подкладка должны быть немного больше по всем измерениям, чем лоскутный верх.

Когда будет готово необходимое количество заготовок, мы начинаем соединять их в окончательное полотно.

Сначала сшиваем лоскутный верх, откинув и синтепон, и подкладку. Затем – синтепон. Его можно не сшивать, чтобы избежать утолщений на швах, а просто наложить один край на другой. При этом чтобы не было тех же утолщений, можно края синтепона сделать тоньше, расщепив синтепон в месте шва на слои. И в последнюю очередь сшиваем подкладку потайным швом.

Преимущества такой сборки:

· Стежка движется быстрее, более аккуратна и удобна

· Даже большое одеяло можно собирать в любом месте, т.к. заготовки будут такого размера, как вы захотите.

· Не надо ползать по полу, сметывая слои

Но есть и недостатки.

· Вам понадобится время, чтобы приноровиться к послойному сшиванию заготовок.

· На изнанке изделия подкладка будет «сшивная», а не однородная. Хотя я не знаю случаев, когда это было бы существенным препятствием для использования этого метода. Ведь мы сшиваем потайным швом, а он плоский и достаточно прочный, т.е. не будет чувствоваться при эксплуатации или рваться.

В следующий раз мы поговорим об окончательной отделке нашего шедевра.

_____________________

при подготовке статьи были использованы материалы сайтов:

http://www.garmoniavdome.ru

http://quiltstudio.ru

http://folomyova.narod.ru

Для желающих освоить технологию машинной стежки, что называется «шаг за шагом»  - рекомендую заочный курс Любови Лежаниной.

Добавить комментарий

Поиск